Пиратство для большинства геймеров, как героин для наркомана - чистое удовольствие. Однако в отличии от порошка, который поставит крест на вашей жизни, - оно бесплатное. Единственным расходом можно назвать время, необходимое на скачивание игры. В 90-х этот наркотик для задротов был не так заметен, игры еще только начинали свой феерический путь, рождая на свет первых геймеров (считавшихся аморфными созданиями, способными только теребонькать на обнаженные ягодицы квадратной Ларочки).
Но время шло. Некоторые из бывших "школо-ло" стали солидными папиками, начавшими вкладывать большие суммы денег в развитие видеоигр. Настолько большие, что сам Уве Бол начинал пускать слюни от одной только мысли о съемке мега крутого фильма по игре (как видим не зря пускал)... Выйдя из тени, рынок видеоигр показал себя в полную силу, но, как и кроссы Адидас, не смог обойти вирус по имению - пиратство.
А было все так...
В самом начале (70- 80 годах) бороться с гигантами
ИТ рынка было крайне трудно. Особенно когда стоимость компьютера могла достигать 2000 тис. долларов (Amiga 1000 (1985 г.)). Поэтому народ начал объединяться в "Сцены" - формирование хакеров со своими правилами, распределением обязанностей и мотивацией. К массовой зачистки спец. службами (80 года) в "сцену" мог вступить любой желающий. Их было такое большое количество, что маленькие компании, которые разрабатывали софт для первых ПК, закрывались из-за банкротства.
После нескольких удачных рейдов ЦРУ при поддержке ФБР, "сцен" резко поубавилось. Да и те, что остались, были закрытыми организациями только для проверенных людей. Одной из самых известных "сцен" (крекеры, - при.
MorisBrother) первого поколения есть... Razor 1911 - созданая в 1985 году парочкой Норвежцев, задавала жару еще на стареньком Commodore 64. Успешно существовала вплоть до 2010 года после чего незаметно исчезла, как зарплата в последний день.
Конечно, в те годы ПК или игровая консоль были привилегиями богатой касты, однако, с наступлением глобальной ИТ'низации всего и всех, количество крекеров выросла еще больше. Ali 214, Reloaded, Skidrow, 3DM начали наносить ощутимые удары по финансам Боба Котика и его друзей. Так началась первая холодная кибер война, в которой умерло (попало в тюрьму) много наших ребят.
P.S.: Кстати "сцены" тоже проводят свои баталии, оставляют обращения к публике и занимаются черным пиаром конкурентов. Для этого в каждом кряке существует файл с расширением .NFO
Звездный щит 1.0
С развитием технологий игры становились дороже. Если раньше на ААА проект хватало 1000 долларов ("Казаки"), то с наступлением 2000-х ситуация крайне изменилась. Иногда и 1 млн. было мало, чтобы завершить новый шедевр игровой индустрии. Вкладывая такие суммы, компании ожидали на соответствующий доход, но он иногда не полностью оправдывал их надежды через ненавистных пиратов. Так на свет появился адский инструмент для пыток дисков - StarForce.
Для молодых геймеров, воспроизводящих Черноруссию в майнкрафте (тратя все деньги родителей на "плюшки") - это слово (StarForce) мало что значит. Только истинные "Олд геймеры", заставшие миссию с вертолетом и шедевральные NFS (эта серия игр не всегда была говном... трудно поверить, но это факт), помнят неудобства, которые принесла в их дом революционная защита. Системы эмуляции дисков, приходившие на помощь каждому пиратику, стали не актуальными. В некоторых случаях взлом игры продолжался до года (Splinter Cell: TC). И то, даже после выхода кряка приходилось извлекать шлейфы, копаться в реестре, дописывать параметры и т.д.
Пираты в край не хотели мириться с поражением. Каким-то чудом кто-то (до сих пор неизвестно кто) слил в сеть данные об алгоритме работы, принципе защиты, протоколы, которые использует "Звезда" для защиты контента. Это был первый ощутимый удар. StarForce, в отличии от других защит, доступных на то время, имел уникальное свойство - возможность модификации тех же протоколов. Поэтому пираты праздновали недолго - ровно до первого обновления. Увидев, что этого зверя палкой не забьешь, его начали травить едой.
Пищей для "Protection Technology" (создатели "Starforce") были компании, которые покупали лицензии для использования их защиты. Ядом стали пользователи тех же защищенных программ. Отсутствие возможности резервного копирования, постоянная необходимость диска в приводе - многих раздражала. Почта "PT" разрывалась от жалоб, как Саша Грей на съемках нового блокбастера. Если коротко, то однажды "StarForce" запретили на юридической основе, ссылаясь, ругаясь на то, что он нарушает кучу законов РФ и еще больше человеческих прав в других странах цивилизованного мира. Аминь братья и сестры.
Падший ангел
Все затаили дыхание в ожидании нового мессии для разработчиков - Люцифера для пиратов. Падшего ангела с небес, который излечит больной мир игорного бизнеса. Долго ждать не пришлось. За несколько лет "Ubisoft" представила новую защиту с лаконичным названием "DRM". Тогда еще никто не знал, что оно собой представляет. Расставить все на свои места обещал Альтаир.
Слитая за две недели до релиза, первая часть эпоса о Тамплиерах и пацанах в балахонах стала первым продуктом, защищенным этим "цифровым контрацептивом". Как ни странно, но защита устояла целых три месяца, а с выходом второй части и того больше. Принцип работы никто не скрывал. Поэтому пиратская община знала, в каком направлении копать. Суть "DRM" была в следующем...
Пользователь устанавливал на компьютер только ту часть игры, которая включала в себя большие массивы информации, такие как текстуры и т.д. Однако все контрольные точки, скрипты, которые представляют собой задания и управляют ИИ - хранятся на сервере. При подключении происходит обмен и пользователь может спокойно играть, а компания зарабатывать деньги. Конечно, здесь не обошлось без минусов. Самым большим являлась необходимость постоянного подключения интернету. Это уже само по себе создавало дискомфорт. При релизе игры миллионы игроков так и не смогли попробовать игру, из-за перегрузки серверов - это была вторая проблема.
"Крекеры" долго не думая "запилили" эмулятор сервера. На разработку пошло большое количество времени, но его выход стал концом господства "Ангела". Учитывая то, что вся инфа, хранимая на сервере, однотипная, то достаточно было трижды пройти игру на 100% чтобы завладеть всеми данными, которые так скрывали Юбики. На этом активная фаза борьбы с пиратством закончилась.
Поддержка
С каждым годом массивы информации в играх увеличивались. Если когда-то диск на 700мб мог поместить с десяток игр, то теперь и одного DVD было недостаточно. Тем более в начале ИТ'нивации никто не мог похвастаться быстрым интернетом. Народ, сидел на одном IP, качая треки размером в 5 мб... целую минуту. Но тут появился новый игрок - торренты. Думаю, рассказывать о софте данной категории не имеет смысла. У тебя наверняка именно сейчас закачивается "лицензионная" копия "Watch Dogs".
Торренты трудно назвать системами, возникшими именно из-за игрового пиратства. Это более глобальное понятие, берущее свое начало на краже фильмов. Более интересной, оказалась другая сторона поддержки пиратства - репакеры. Славные ребята, которые экономят нам время, нервы, а некоторым даже выпрямляют криворукость (описал как знахарей).
Большинство школ-ло считает, что создать репак может и обезьяна с автоматом. На самом же деле каждый репак известных "авторов" таких как "Fenixx", "Z10YDED"... и т. д - это произведение пиратского искусства. Как картина в Лувре на цифровом языке. Хороший репак может уменьшить объем инсталлятора игры на 30% при том, что файлы не теряют архитектуры и не получают никаких повреждений. "Lossless" - вообще способны уменьшить размер до 50%.
Отмечу только, что в наше время некоторые репакеры могут соревноваться по уровню тех. поддержки с создателями игры. Например, все архивы "Z10YDED" имеют систему проверки обновлений, что избавляет от необходимости перекачивать торрент. В других же есть целые арендованные сервера, на которых каждый желающий может попробовать свои навыки в многопользовательском режиме. Однако нужно быть осторожным и использовать компиляции только проверенных людей, а то еще можно поймать довольно популярный винлок "Ваш компьютер заблокирован из-за просмотра гей порно", или... страшно об этом подумать... пакет программ от mail.ru.
Конец
Как видим, пиратство - массивная структура. Здесь есть свои герои, которые живут по только им известным законам. Я никоим образом его не одобряю. Я никоим образом не поддерживаю фанатов игр, мечтающих о продлении чего-то воруя, как это произошло с серией "Darksiders". Такие люди убивают крутые франшизы, рождая на свет миллионы новых ММОРПГ (там то контент труднее украсть). Если вы прошли игру с большим удовольствием, то заплатите людям за труд - проявите уважение!)
Я давно собирался посвятить хоть одну статью теме игрового пиратства. Если ты дочитал до этого абзаца, то, надеюсь, тебе понравился этот краткий экскурс по теме ночных ужасов Боба Котика)
Якщо ви помітили помилку чи неточність, виділіть фрагмент тексту та натисніть Ctrl+Enter.