Пианист / The Pianist (2002; реж. Роман Полански)
Уникальность этой киноафиши заключается в том, что она запросто может служить кратким синопсисом к фильму: угадывается тема преследования евреев нацистами во время Второй мировой войны. А зная биографию самого режиссера, родители которого попали в Краковское гетто и вскоре погибли от рук оккупационной власти, становится ясно, что речь идет о неком польской музыканте.
Фильм мучителен в своей неспешности и откровенен в описаниях ужасов Холокоста. Но если данная тема не мотивирует вас к просмотру фильма, увещеваю вас, дорогие читатели, уделить время "Пианисту" хотя бы ради пронзительной игры Эдриана Броуди в главной роли. Он с поразительной достоверностью изобразил не только мечущегося и страдающего от постоянного страха за свою жизнь беглеца, но и человека искусства, лишенного своего главного инструмента. Сцена, где герой Броуди водит пальцами над клавишами пианино, боясь играть по-настоящему и привлечь к себе внимание нацистской полиции, завораживает и трогает до слез.
127 часов / 127 Hours (2010; реж. Дэнни Бойл)
В данном случае афиша даже является неким спойлером. Только напрочь лишенные воображения люди не угадают в изображении сцену, которую, словно притчу во языцех, пересказывали друг другу синемафилы всего мира: обожемой, этот человек отчикрыжил себе руку, чтобы выбраться из хватки валуна, зажавшего герою конечность. Да, теперь вы знаете главную интригу. Казалось бы, зачем смотреть? А затем, чтобы восхититься умением Дэнни Бойла снимать интересно и захватывающе даже тот сюжет, в котором полтора часа экранный горе-путешественник проводит в обнимку с огромным булыжником. И если раньше хохму про способность "снимать даже расписание электричек" применяли преимущественно к Дэвиду Финчеру, то теперь маститому королю триллеров придется потесниться. Уму не постичь, а только уверовать можно и в блестящую игру Джеймса Франка: подозрительная достоверность в сцене самоличной ампутации верхней конечности китайским перочинным ножиком.
Для справки стоит заметить, что Дэнни Бойл не фигурирует в списках лучших режиссеров современности, да и перечни просто талантливых нечасто пестрят именем этого постановщика. А зря. Ведь он является автором и культового образчика героинового шика "На игле", и оскароносного "Миллионера из трущоб", и театральной постановки "Франкенштейна" в исполнении Камбербэтча и Ли Миллера. Поэтому пришла пора повнимательнее присмотреться к творчеству режиссера, особенно в свете скорого выхода очередного байопика о жизни Стива Джобса.
Чарли и шоколадная фабрика / Charlie and the Chocolate Factory (2005; реж. Тим Бёртон)
Масляная снежно-белая улыбка Джонни Деппа, а также дебри карамельно-шоколадного рая для детей всех рас и национальностей уже немного приелись. Эта же афиша вызвала у меня ничем не объяснимый диковинный восторг. По-моему, это удачная идея изобразить на постере главную интригу первой половины фильма: найдет ли Чарли желанный билет на фабрику таинственного и чудаковатого Вилли Вонки? В этом случае даже сочетание мятно-салатового с фиолетовым не отталкивает, а наоборот подчеркивает всю гротескность происходящего в любимейшем фильме детей всех рас и национальностей.
Ганнибал / Hannibal (2001; реж. Ридли Скотт)
Здесь все ясно без лишних слов: уж больно сырым выглядит главное блюдо на столе у выдающегося психиатра Ганнибала Лектера. Только маски умалишенного каннибала не хватает, чтобы добиться абсолютного сходства с культовым "Молчанием ягнят". История взаимоотношений злого гения и полисвумен с обостренным чувством ответственности Кларисс Старлинг оборвалась на полуслове. Поэтому в "Ганнибале" мы понаблюдаем не только за очередной виртуозно выписанной детективной линией, но и за неожиданным поворотом в отношениях между главными героями.
К сожалению, идеальная мисс Старлинг в исполнении Джоди Фостер была заменена на менее привычную и – что самое главное – менее достоверную Джулианну Мур. Да и сам сиквел оказался не очень удачным. Но ради лучшего понимания героев и, само собой, концовки можно и потерпеть, особенно если неохота читать роман (серия книг Томаса Харриса о Ганнибале Лектере).
Мария-Антуанетта (2005; реж. София Коппола)
Фраза "Пусть едят пирожные", праздность и расточительность, а также трагическая кончина – вот что мы знаем о Марии-Антуанетте как историческом персонаже. Ранний и неудачный брак, придворные интриги, наивная чувственность – вот какой нам хотела показать хозяйку Версаля София Коппола. Дочь того самого Френсиса Форда не ставила перед собой задачу снять глубокое историческое полотно. Она лишь стремилась изобразить опальную королеву в другом свете и сделать фановое, но не лишенное трогательных и драматических моментов кино. В итоге лента таковой и получилась: более интеллектуальная версия девчачьего подросткового мыла в декорациях Франции образца 18 века.
О подобном намерении постановщицы говорит и то, что данную эпоху Коппола передала с помощью музыкой 1980-х и современности, а среди обувного гардероба королевы неожиданно обнаружилась пара кед "Converse". В общем, замысел режиссера вы поняли, поэтому не советую относиться к фильму слишком серьезно, как это сделали высоколобые пользователи "Кинопоиска", наградив "Марию-Антуанетту" низким рейтингом. Плюс в карму Копполы добавила и ее прозорливость: в роли тайного возлюбленного королевы фигурирует Джейми Дорнан – главный герой
скандальных "50 оттенков серого". Глядишь, на волне женского обожания зрительницы глянут и фильм Копполы.
Кэрри / Carrie (1976; реж. Брайан Де Пальма)
Недавно вышедшую экранизацию кинговской "Кэрри" обычно иллюстрируют левитирующим под чутким руководством героини автомобилем и истекающим кровью ликом оной. Здесь же автору/ам афиши понадобилось два цвета и ведро, чтобы изобразить всю необратимость событий, которые последуют после того, как этот сосуд перевернется.
Это правда хорошая идея - подчеркнуть в сюжете тот самый переломный момент и показать миг как величайшего триумфа, так и сокрушительного унижения Кэрри. Сама сцена признана одной из лучших кульминаций в литературе, поэтому кинематографисты решили на этом сыграть. В версии с Джулианной Мур и Хлоей Морец режиссер, казалось, тоже смекнул, где нужно сообщить зрителю: туши свет – сейчас начнется. Сцена замедленной съемки хоть и вышла картинной, но это единственное, что немного пошатнуло уверенность в том, что ты смотришь не кино средней паршивости с передающимся в наследство саундтреком. Кажется, теперь ясно, для чего вообще нужно смотреть этот фильм. Даже всегда безупречная Джулианна Мур не спасла ситуацию.
Но вернемся к почти ретро-версии Брайана Де Пальмы. Так как "Кэрри" - это почти священная корова для поклонников Стивена Кинга, думаю, им любопытно будет узнать, что сам "король ужасов" облюбовал именно эту версию. Даже придворный критик "Кинопоиска" Сергей Кудрявцев, который обычно скуп на лестные отзывы, поставил заоблачные для себя 9 баллов. Во всяком случае, это лучше, чем смотреть на потуги Хлои Морец выглядеть серьезной актрисой.
Нимфоманка / Nymphomaniac (2013-2014; реж. Ларс фон Триер)
Обычно у нас в обществе непринято рекламировать излишне откровенные фильмы, слишком длинные (без малого пять часов длится полная версия без цензуры) и хардкорный артхаус. Но я предлагаю всего лишь оценить концептуальность данной афиши: взгляните на эти многозначительные скобки – Nymph()maniac. Но только не переусердствуйте: если долго всматриваться в пространство, пространство начнет всматриваться в вас.
Хотя и официальный постер "Нимфоманки" тоже вполне ничего, нет?..
Заводной апельсин / A Clockwork Orange (1971; реж. Стэнли Кубрик)
Однажды мне случилось вести занимательную беседу с одним человеком, корчившим из себя махрового интеллектуала. Так вот его слова наверняка заставили Кубрика ворочаться в гробу: "А что вообще выдающего снял этот Кубик? И фамилия у него какая-то дурацкая". Действительно, не повезло, однако, некоему Кубику: и родители обидели, и фильмы дрянные снимает…
Это все к тому, что не стоит упоминать имя режиссера всуе и с таким пренебрежением, иначе грозит попасть вот в такую конфузную ситуацию. Хотя еще во времена выхода картины рафинированные обитатели "Фабрики Грез" тоже не восприняли откровенность и, как им казалось, романтизацию насилия в фильме. На церемонии "Оскар" в 1972 году некоторые звезды отказались объявлять победителя в номинации "Лучшая картина": они протестовали против включения в шорт-лист "Заводного апельсина". Да, это именно тот фильм, где абстрактное зло имеет воплощение, к тому же привлекательное. Но точно так, как Кубрик изобразил величие и безграничность Вселенной в своей эпохальной "Космической одиссее", с таким же масштабом он и показал обратную сторону улиц Соединенного Королевства: испещренные нецензурными словами и похабными картинками стены, развращенность некоторых и многих жителей, вандализм, насилие, в том числе и сексуальное. Но апогеем всего в фильме является образ и роль государства в этом безобразии. Это никакая не романтизация, это подрыв устоев, срыв масок и выдергивание кляпа изо рта тех, кто об этом говорит. Хотя бы ради феерической концовки и последней двадцатиминутки стоит посмотреть эту картину.
С афиши же нам маняще щурится не кто иной, как воплощение того самого зла – главарь банды Алекс, харизматичный и двуликий, с кокетливой линией накладных ресниц под нижним веком. Тогда остается еще один вопрос: почему заводным оказывается именно апельсин? Кроме официальной версии, которую можно обнаружить в Википедии, интересно узнать, что бы на это ответил доктор Фройд?..
12 разгневанных мужчин / 12 Angry Men (1957; реж. Сидни Люмет)
Среди киношников даже появилась шутка: Люмет снял фильм о двенадцати присяжных еще до того, как это стало мейнстримом. И, правда, данную тему не на шутку полюбили режиссеры, но никому не удалось снять ничего лучше, чем картина 57-го года. Даже личный фильммейкер Кремля Никита Сергеевич Михалков решил поиграться в правосудие и снять свою версию случившегося. Вышла очередная, пардон, гадость, но не будем о грустном.
Хотя нет, о грустном все-таки придется поговорить. Чтобы хоть как-то оправдать длинный хронометраж в два с половиной часа, Никите Сергеевичу пришлось заставлять неплохих по сути актеров безудержно и подолгу кривляться и воплощать картонные образы, словно сошедшие с детской книжки "Что такое хорошо, а что такое плохо". Сидни Люмет же пошел правильным путем. Такую деликатную тему, как расовая дискриминация и субъективизм принятых на суде присяжных решений, режиссер воплотил очень тонко, без лишнего надрыва со стороны актеров и с содержательными диалогами. А самый жирный плюс – это то, что Люмету удалось раскрутить всю эту канитель за полтора часа. Согласитесь, аргумент.
В общем, 7-е место в рейтинге IMDb Top-250 говорит само за себя. К тому же если не сейчас, то когда еще нам придет в голову посмотреть черно-белый фильм середины прошлого века?)
Далласский клуб покупателей / Dallas Buyers Club (2013; реж. Жан-Марк Валле)
Просто это, по моему скромному убеждению, лучший фильм 2013 года, Мэттью МакКонахи – лучший актер, а его напарник Джаред Лето, увлекающийся опасными экспериментами с внешностью ради полного перевоплощения, - лучший исполнитель второстепенной роли.
В фильме рассказывается история кутилы, наркомана и морально разлагающейся личности по имени Рон Вудруф. В один ужасный момент ему ставят диагноз – СПИД. Чтобы не только продлить жизнь дольше, чем на обещанные врачами 30 дней, но убедить друзей в том, что он не заразился от половых контактов с гомосексуалистами, Рон пытается достать препараты, помогающие бороться с неизлечимой болезнью. Так как эти медикаменты практически невозможно достать в Штатах, а еще сложнее сделать это легально, главный герой решается на контрабанду. Таким образом, он не только живет сам, но и продлевает жизнь ненавидимым им представителям нетрадиционной ориентации. Так появляется "Далласский клуб покупателей".
Данная афиша привлекла мое внимание не только своей лаконичностью и прямой отсылкой к фабуле фильма. Она воплощает то, чего так не хватает Рону Вудруфу и его товарищам по несчастью – стерильности и чистоты. И это касается не столько понятия физической гигиены, сколько ответственности за свой образ жизни и то, с кем ты ее проводишь.
Якщо ви помітили помилку чи неточність, виділіть фрагмент тексту та натисніть Ctrl+Enter.