Читати більше
Поцелуй Иуды: предательство или ...
Предисловие
Если по отношению к Иисусу Христу до сих пор не утихают споры о том, кем Он был на самом деле - человеком, богочеловеком или же богом, сошедшим с небес, то в отношении Иуды практически все были единодушны - предатель, воровавший из кассы общины деньги и продавший из-за ненасытной алчности своего учителя. После распятия и смерти на кресте Иисуса Христа, имя Иуды стало нарицательным и чем больше христианская церковь воспевала и превозносила Христа, тем ужаснее, страшнее и коварнее выглядел собственно поступок Иуды. Более того, эти события послужили поводом для раскола среди иудеев и дальнейшего непримиримого противостояния между сторонниками ортодоксального иудаизма и последователями учения Христа, стремительно распространявшегося в Европе и мире. Стереотипное отношение к Иуде - еврей, без зазрения совести предавший за небольшие деньги своего учителя - в конце концов привело к возникновению устойчивого антисемитизма в среде католиков (а потом и православных).
Предлагаемая Вашему вниманию статья «Поцелуй Иуды: предательство или…» является одной из глав вышедшей в конце 2006 года книги «Путь еретика или Философия Единения» (ISBN 966-693-131-1, изд. “Відлуння-Плюс”, Черкассы, Украина , автор - Танцюра Владимир Васильевич, hereticway@mail.ru). В ней автор высказывает любопытнейшую версию интересующих нас событий, в которую без противоречий укладываются практически все факты, приведенные не только в канонических евангелиях, но и сведения из недавно найденного «Евангелия от Иуды». Отмечу лишь, что данная версия поступка Иуды была написана в апреле 2005 года, т.е. более чем за полгода до сенсационной находки и предварительного озвучивания его текста!
но и заблуждение это так тонко, что стоит только немного отклониться от него, и оказываешься в истине.
Б.Паскаль
Иногда следование заветам прошлого является прямым предательством будущего.
Авессалом Подводный
Все произошедшее в трагическую ночь перед распятием Христа исследовано историками вдоль и поперек, буквально поминутно восстановлены все мало-мальски значащие события.
История с предательством и поцелуем Иуды за две тысячи лет стала академическим примером коварства, вероломства, измены и кощунства.
В эту весьма упрощенную версию трудно поверить. Вряд ли Иуда был таким уж ничтожеством, если он добровольно сопровождал Иисуса в его нелегких странствиях и если Иисус, со своей стороны, не только включил его в число двенадцати своих самых близких учеников, но и доверил ему заведование общими финансами. Почему же Иуда предал своего учителя, питавшего к нему такое доверие? Нет никаких данных для сколько-нибудь определенного ответа на этот вопрос. И, стало быть, тут открывалось идеальное поле для всевозможных гипотез ученых-библеистов и для творческой фантазии художников, увидевших в личности Иуды не только индивидуальную психологическую проблему, но и обобщающую метафору, символ некоторых извечных темных сторон человеческого характера» (З.Косидовский, «Сказания евангелистов»).
Не отрицая факта, что Иуда из Кериота содействовал аресту своего учителя, мы все же думаем, что проклятия, которыми его осыпают, до некоторой степени несправедливы» (Э.Ренан, «Жизнь Иисуса», гл. 23).
- когда этот апостол понял, что Иисус добровольно идет на смерть, а не собирается сесть на царский престол, в порыве отчаяния предает своего Учителя [1];
- он предает Иисуса, дабы ускорить наступление Царства Божиего на земле;
- Иуда своих поступком проверяет, тот ли Иисус, за кого Себя выдает, и сможет ли Он спастись, пользуясь особым к Себе расположением Небес;
- апостол не желал зла своему Учителю, а лишь пытался защитить Иисуса от самосуда толпы, передав Его в руки священников, но когда те казнили Христа, покончил собой…
Польский исследователь Зенон Косидовский приводит один весьма интересный и показательный исторический факт, согласно которому «буйная фантазия чуть было не привела на костер инквизиции Викентия Феррерия, друга и капеллана Авиньонского папы Бенедикта XIII (1394-1423). Как рассказывают документы, хранящиеся в Ватикане, Феррерий прочел однажды проповедь об Иуде. По его версии, предатель хотел молить Иисуса о прощении, но не смог пробиться сквозь толпы, окружавшие его по пути на Голгофу. Тогда он решил повеситься, чтобы его душа могла взлететь на Голгофу и добиться прощения. Так оно и получилось. Поэтому, когда Иисус попал на небеса, душа Иуды очутилась справа от него, среди душ других блаженных (по книге Марии Амврозини и Мэри Уиллис «Секретные архивы Ватикана»). Иуда среди блаженных! Это была неслыханная ересь. На злополучного проповедника обрушилось грозное следствие инквизиции, которое могло закончиться сожжением на костре. Его спас Бенедикт тринадцатый, приказавший сжечь материалы следствия, а само следствие прекратить» (З.Косидовский, «Сказания евангелистов»).
Итак, еще одна версия событий почти двухтысячелетней давности.
Но ведь именно так произошло на тайной вечере, когда Иисус поведал Своим ученикам о предстоящем предательстве (Мат. 26:21, Мар. 14:18, Лук. 22:21, Иоанн 13:21). Он тут же советует Иуде поторопиться с осуществлением задуманного (Иоанн 13:27), а тот послушно все выполняет!
Мало того – по известной всем версии, Иуда, совершенно не боясь своих вооруженных товарищей, подходит вплотную к Иисусу, дабы поцеловать Его. А ведь в этом не было ни малейшей необходимости. Он мог показать своего учителя издалека из-за деревьев (была лунная ночь, горел костер), либо попросту указать некоторые примечательные особенности Его одежды и т.д. Тем, что он подошел к Иисусу, Иуда фактически открыто и дерзко признавал факт предательства и подвергал себя реальной опасности со стороны других апостолов. Он просто не мог не осознавать этого.
Вспомните, как апостол Павел прощался с ефесскими пресвитерами, уходя в Иерусалим. Он прекрасно осознает всю опасность предпринимаемого путешествия: «только Дух Святый по всем городам свидетельствует, говоря, что узы и скорби ждут меня. Но я ни на что не взираю и не дорожу своею жизнью, только бы с радостью совершить поприще мое и служение, которое я принял от Господа Иисуса, проповедать Евангелие благодати Божией»(Деяния 20:23-24).
Ведь никто не упрекает Павла в подлости и предательстве людей. Ведь он не изменяет проповедуемым идеалам, не бросает коварно на произвол судьбы беззащитных людей, а предает (в смысле «ПЕРЕДАЕТ») их «Богу и слову благодати Его» (Деяния 20:32)!
Иуда же предает (передает) своего Учителя в руки Его противников. Но так ли Иисус хотел избежать этого ареста? Ведь у Него было масса возможностей уйти с учениками из города. Почему же Он сознательно идет на обострение и углубление конфликта – провоцирует власти к решительному действию, въезжая в Иерусалим на ослице (Мат. 21:1-9, Мар. 11:1-10, Иоанн 12:12-15), что означает претензии на царский престол, о чем говорили пророки (Зах. 9:9, Ис. 4:2, 7:14, Иер. 23:5, Мих. 5:2); выгоняет торговцев из храма (Мат. 21:12, Мар. 11:15-17, Лук. 19:45-46, Иоанн 2:15-16); говорит о разрушении храма (Мат. 24:1-2, Мар. 13:1-2, Лук. 21:5-6); своими проповедями подвергает критике устоявшиеся веками религиозные традиции и социальные обычаи (Мат. 6:1-7, 15:1-20, 23:1-7, 13-15 и др.)?
Первосвященник Каиафа поступает с Иисусом так, как поступил бы практически любой высший чиновник от церкви, желая пресечь возмущения в народе. Тем более, что в Иерусалим прибывал на Пасху народ не только со всей Палестины, но и с соседних стран. Каиафа не мог допустить дискредитации в глазах сотен тысяч верующих себя, как первосвященника и церкви, как возглавляемой им организации.
Прокуратор Понтий Пилат не видит за Иисусом никакой вины. Однако он поддается сильному давлению со стороны народа и, несмотря на предостережения своей жены, соглашается на казнь невиновного. В противном случае могло вспыхнуть иудейское восстание, что ему, как человеку, отвечавшему за мир и спокойствие в Иудее, император Тиберий (42 до н.э. – 37 н.э.) вряд ли простил бы.
На самом деле факты говорят о том, что Иуда был самым честным, добросовестным и бескорыстным человеком из всех учеников Иисуса, иначе бы ему не была вверена касса их небольшой общины. Иисус прекрасно разбирался в людях и не мог довериться человеку недостойному и малодушному.
Многие высказывания Иоанна, а также крайний символизм его «Откровения» позволяет исследователям с уверенностью утверждать, что он не только был посвящен в секреты древних мистических учений, но и довольно успешно пользовался ими в своем повествовании.
Иисус же, увидев Нафанаила, произнес: «вот подлинно Израильтянин, в котором нет лукавства». Тот удивился: «почему Ты знаешь меня?». Следующие довольно нейтральные, но загадочные слова Иисуса: «прежде нежели позвал тебя Филипп, когда ты был под смоковницею, Я видел тебя» возымели свое неожиданное и невероятное действие – скепсис Нафанаила моментально улетучился: «Равви! Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев»(Иоанн 1:47-49).
«Что же произошло? А произошло то, что невозможно понять, если не учесть малоизвестное обстоятельство: смоковница являлась символом седьмой – высшей – ступени посвящения ордена ессеев, находящегося в Иудее на нелегальном положении. Эта ступень называлась «Совершенный» или «Победитель», и ее удостаивался лишь то, кто сумел победить свои человеческие слабости и, очищенный, принял на себя миссию служения Богу. Посвящение совершалось в строжайшей тайне под кроной смоковницы. В ритуале принимали участие лишь глава ордена и сам посвящаемый. Лишь они – двое – знали об этом, ну и, конечно, Бог.
Иоанн особенно подчеркивает удивительную проницательность своего Учителя: «Сам Иисус не вверял Себя им, потому что знал всех и не имел нужды, чтобы кто засвидетельствовал о человеке, ибо Сам знал, что в человеке» (Иоанн 2:24-25). В другом месте автор четвертого евангелия пишет: «Но есть из вас некоторые неверующие. Ибо Иисус от начала знал, кто суть неверующие и кто предаст Его» (Иоанн 6:64). В пользу этого Его качества говорит и история с Самарянкой у колодца (Иоанн 4:6-19).
Но ведь лишь перед самымпраздником Пасхи «диавол… вложил в сердце Иуде Симонову Искариоту предать Его» (Иоанн 13:2)!
Кроме того, может ли сам факт названия Иисусом кого-либо «диаволом» быть основанием для обвинений того человека в его крайней испорченности, неисправимости, коварстве и вероломстве?
Вспомните, когда Иисус говорил о том, что Ему надлежит «идти в Иерусалим и много пострадать от старейшин и первосвященников и книжников, и быть убиту, и в третий день воскреснуть», Петр «начал прекословить Ему: будь милостив к Себе, Господи! да не будет этого с Тобою!» Иисус отвечает ему довольно жестко и безапелляционно: «отойди от Меня, САТАНА! ты Мне соблазн! потому что думаешь не о том, что Божие, но что человеческое» (Мат. 16:21-23). Все же это совершенно не помешало стать Петру одним из лучших учеников Иисуса. Несмотря на то, что истинное обращение Петра к учению Христа произошло немного позднее (Иоанн 21:1-22), неплохие организаторские способности этого апостола, по-видимому, определили его особое место среди других учеников.
Лука пишет, что «Бывшие же с Ним, видя, к чему идет дело, сказали Ему: Господи! не ударить ли нам мечом?». И один из них (по версии Иоанна это был Петр (Иоанн 18:10-11)) ударил… раба первосвященникова (Лук. 22:49-50)! Не Иуду или начальника охраны, что было бы намного логичнее, а ни в чем не повинного раба, добросовестно выполнявшего свои обязанности. Иоанн для большей достоверности приводит даже имя этого несчастного – Малх, что по-сирийски означает «Царь»! Апостол Петр, вступив сгоряча в схватку с вооруженным конвоем (представлявшим, к слову, официальную власть в стране), подверг огромной опасности своих товарищей. Их могли преспокойно принять за повстанцев или заговорщиков и перебить всех до одного прямо на месте, как уже неоднократно бывало в тех краях. По-видимому, Иисусу стоило огромного труда погасить последствия инцидента, если Его ученики только разбежались, но никто их так и не стал преследовать.
Во время ареста Иисус прямо говорит: «возврати меч твой в его место, ибо все, взявшие меч, мечом погибнут; или думаешь, что Я не могу теперь умолить Отца Моего, и Он представит Мне более, нежели двенадцать легионов Ангелов? как же сбудутся Писания, что так должно быть?» (Мат. 26:52-54, Ис. 53:1-12). После же воскресения Он сказал, как бы подводя итоги и объясняя ученикам мотивы Своих поступков – иногда нелогичных, иногда несколько театральных: «о, несмысленные и медлительные сердцем, чтобы веровать всему, что предсказывали пророки! Не так ли надлежало пострадать Христу и войти в славу Свою? И, начав от Моисея, из всех пророков изъяснял им сказанное о Нем во всем Писании» (Лук. 24:25-27).
Безо всего этого Иисуса никогда бы не восприняли в качестве долгожданного Мессии.
О грядущем же распятии Иисус сам неоднократно говорил ученикам (Мат. 20:18-19, 26:2, Мар. 10:33-34, Лук. 18:32-33, Иоанн 13:1, 16:16). А слова: «Иисус, зная, что Отец все отдал в руки Его, и что Он от Бога исшел и к Богу отходит» (Иоанн 13:3) только подтверждают мысль о том, что Иисус лично и заранее разработал план всего сценария событий, приведших Его к распятию.
На тайной вечере произошел только выбор того, кто должен был выполнить неблаговидную и очень (как это, возможно, выглядело бы со стороны) подлую миссию. Никто из учеников Иисуса даже не удивился самому факту грядущего предательства, о котором поведал Учитель. Какая же была их реакция?
Матфей и Марк практически единодушны:
– «Они весьма опечалились, и начали говорить Ему, каждый из них: не я ли, Господи?» (Мат. 26:22);
– «Они опечалились и стали говорить Ему, один за другим: не я ли? и другой: не я ли?» (Мар. 14:19).
Ученики опечалились! Они тоже приняли факт «предательства» как должный, но совершенно безрадостный поступок.
Очень близок к ним Лука: «И они начали спрашивать друг друга, кто бы из них был, который это сделает» (Лук. 22:23).
Далеко не каждый был готов к этому. Передачу Учителя в руки Его противников должен был произвести самый достойный, смелый, решительный ученик, которому безгранично доверял Иисус и который должен был выполнить все в точности и в соответствии с задуманным планом. Это должен был быть человек, четко осознающий, что малейшее его малодушие или трусость могли зачеркнуть весь путь Иисуса к Своему Великому Финалу, которому суждено было изменить судьбы народов и цивилизаций, стать началом Великого Учения Мира и Любви, фундаментом грядущего Золотого Века Всеобщей Справедливости! Слишком многое было поставлено на карту. Срыв плана был абсолютно недопустим.
Апостол Иоанн неоднократно соединяет и противопоставляет взаимоисключающие крайности. Он говорит, что Иисус крестил (Иоанн 3:22) и тут же в следующей главе опровергает свои же слова (Иоанн 4:2); называет Иуду «вором», хотя тот не может быть таковым потому, что Иисус доверил ему кассу; Иоанн говорит, что Иуда – «диавол», хотя мысль о выдаче Учителя первосвященникам, если верить ему же, возникла у того позднее. Даже в самый кульминационный момент ареста в Гефсиманском саду апостол Иоанн обращает наше внимание на то, что иногда нельзя верить тому, что слышишь – человек по имени «Царь» на самом деле является рабом!
А потому совершенно не важно, как тебя называют. Важно лишь то, кем ты являешься на самом деле. Не значит ли это то, что человек, носящий клеймо «предатель», может таковым и не быть?
К сожалению, несправедливые обвинения в адрес невиновного – не такая уж редкость. Сам Иисус был «к злодеям причтен»(Мар. 15:28, Лук. 22:37), а с Его верной ученицы Марии Магдалины обвинения в прелюбодеянии (самый верный и самый бессовестный способ дискредитировать порядочную женщину) католической церковью были сняты только в 1969 году! Мария Магдалина – преданная ученица Иисуса была самым возмутительным образом оклеветана [2]не без непосредственного участия амбициозного и желавшего во что бы то ни стало возглавить первую христианскую общину апостола Петра.
Несправедливость, допущенная в отношении одного лица, является угрозой всем
Ш.Монтескье
В тот Великий Вечер выбор очень ответственной, но неблаговидной миссии пал на Иуду (Мат. 26:23, Мар. 14:20, Лук. 22:21, Иоанн 13:26). Иисус Сам выбрал того, кто должен был передать Его в руки неправедного суда, дабы свершилось предначертанное свыше…
Иисус до последней минуты тайно надеялся, что чисто человеческая трусость или жалость к своему Учителю верного ученика Иуды не позволят совершиться жестокой и очень мучительной казни. Но увидев его с конвоем, Иисус понял, что предначертанное свыше с этой минуты стало уже неотвратимым. Он с горечью произносит: «Друг, для чего ты пришел?»(Мат. 26:50)…
И в знаменитом поцелуе не было бы никакого смысла, если бы это был просто поцелуй подлеца и негодяя.
В том-то все и дело, что это был поцелуй любви, признательности и прощания!
Лишь одного не знал этот честный, храбрый и смелый человек – что сам не сможет пережить боль великой утраты, а осознание того, что он волею судеб стал орудием убийства Сына Божьего, окажется выше его человеческих сил…
________________________________________
[2] Дискредитация и унижение женщины и женского начала вообще – отвратительная страница в патриархальной истории человечества, в результате которой это женское начало, имевшее безоговорочно равные права в античности с мужским (вспомните богов и богинь Олимпа), было низведено до уровня демонического и сатанинского. Лишь во время средневековой «охоты на ведьм» было сожжено и уничтожено сотни тысяч (если не миллионы) женщин. Но объявить сатанинским одно начало – все равно, что объявить таковым все сущее, уничтожив одно – автоматически исчезнет и другое.
Однако грядущая эпоха Водолея – это эпоха света, Любви и Женщины – матери, дочери, сестры. Это время великой Матери Мира – великой творческой силы в нашей сущности (см. «Агни-Йога», Беспредельность, 38). «Темная эпоха, в которой силы зла имеют перевес, кончается. Наступает эпоха Матери Мира, или Сатья-Юга, в которой люди вновь узнают Ее имя и увидят Ее облик» (Н.Урикова, «Основы этики жизни»).
Умови використання матеріалів сайту
Використання матеріалів можливе лише за умови активного гіперпосилання на UaModna ( див. Правила* ). Для генерації коду посилання натисніть на кнопку
Думки, позиції, уподобання та заклики, опубліковані на нашому сайті, є власністю авторів і можуть не співпадати з поглядами редакції uamodna.com
Читати більше
Читати більше
Читати більше