Читати більше
«Дракула» от BBC: объяснение концовки
Фильм «Дракула» производства BBC и Netflix оставил многих поклонников жанра в недоумении. В особенности удивила большинство зрителей концовка. Одни называют финал «слитым», другие – поэтичным, но невнятным, третьи искренне признаются, что не поняли ничего.
Давайте попробуем вместе разобраться с тем, что же такое показали в финале «Дракулы» и почему это важно.
Как это всегда бывает, все ответы содержатся в тексте, и если внимательно «прочитать» его, вопросов не останется, или, по крайней мере, их станет намного меньше.
Что ж, давайте смотреть. Что произошло с точки зрения фабулы?
И тут мы встречаемся с первой трудностью. С какого момента считать?
Я считаю с первой серии, так как мне представляется, что весь этот фильм является целостным произведением с единым сюжетом, в значительной степени нелинейным, поэтому если мы хотим понять, что произошло в третьей серии, начинать нужно с начала.
И как ни парадоксально, только так можно ответить еще на один вопрос, имеющий ключевое значение для понимания финала и всего фильма в целом.
Да, я думаю, вы догадались какой.
Кто такая Зои ван Хельсинг?
Когда я смотрела «Дракулу» в первый раз, я никак не могла определить ее место в сюжете. Будучи привычной к запутанным нарративам Моффата, в какой-то момент я просто приняла, что Зои – персонаж, который некоторым образом «отражает» в истории двадцать первого века Агату ван Хельсинг, и переключилась на другое.
И ошиблась. Потому что Зои ван Хельсинг важна, и персонаж она вовсе не проходной, хотя все, кто говорит, что героиня картонная и не имеет никакого внутреннего наполнения, отчасти правы, и это самое интересное. Мы вернемся к этому позже. Пока отметим, что Зои ван Хельсинг имеет значение и без нее этой истории не было бы.
Еще одна вещь, без которой ни фильм, ни его финал невозможно понять, – символический и архетипический уровень.
Любой опытный филолог и интерпретатор скажет вам, что в основе хорошей истории всегда лежат один или несколько архетипических сюжетов. Чаще всего это сказочные сюжеты, просто потому, что сказка – это базовый нарратив, то, с чего, возможно, и началось искусство рассказывания как таковое. По Юнгу, актуальность и живучесть этих сюжетов обусловлена тем, что они отражают своего рода априорные формы, заложенные в человеческой психике и позволяющие ей познавать мир и самое себя. Поэтому если мы хотим понять, про что история, нам нужно определить ее базовый сюжет.
Моффат и Гэтисс начинают свой текст как «вампирскую историю», а любая «вампирская история» – это прежде всего сюжет о красавице и чудовище. В отличие от того же «Дракулы» Ф. Ф. Копполы, в роли красавицы здесь выступают не соблазняемые девушки и «дама в беде», а классический антагонист Дракулы – доктор ван Хельсинг. Само по себе красивое и изящное решение – превратить историю об охотнике на вампиров и Дракуле в историю красавицы и чудовища, перевернув одновременно обе и обе раскрыв по-новому. Но это еще не все.
Потому что, присмотревшись внимательнее, мы можем увидеть в этой истории еще один архетип.
Вернемся к Зои ван Хельсинг.
Я уже писала однажды, что в «Дракуле» Моффата и Гэтисса очень важна структура. Эта история построена на похожих сценах, парных героях, на параллелях и отражениях. Не случайно один из основных мотивов фильма – зеркало, он повторяется постоянно, и работает не только как отсылка к традиционному изображению вампиров в поп-культуре – как монстров, не отражающихся в зеркалах, – или сюжетный элемент, демонстрирующий внутренний мир Дракулы и его отношения с самим собой, но и как организующая матрица всего текста в целом.
С учетом того, что фильм построен на отражениях, а третья часть вообще представляет собой своеобразное транспонирование истории в двадцать первый век, логично считать, что Зои является отражением Агаты.
Это очевидным образом решено на формальном уровне: не только в имени героини и через ее родство с самой Агатой, но и в более сложных деталях, вплоть до нюансов, – как почти сразу замечает Дракула, Зои в некотором роде больше монашка, чем сама Агата – у нее нет семьи, нет друзей, нет детей, она ни с кем не общается и как бы стоит в стороне от жизни.
И тогда это красавица и чудовище.
Так мы думаем, когда впервые встречаем ее, и так думает Дракула, до того, как подходит ближе, убеждается, что Зои не узнает его, и видит имя на бейдже. И дальше включается совершенно изумительный квест, который меняет все и опять переворачивает историю с ног на голову.
Что самое потрясающее в таких фильмах, – в них нет жесткого разделения на буквальный, фабульный, и символический уровень, – когда смотришь и «читаешь», приходится постоянно двигаться от одного к другому. И из-за этого иногда в первый раз пропускаешь то, что лежит на поверхности.
Понимаете, в чем дело, – Агата для него важна. Он не знает почему, не думает об этом и вряд ли вообще отдает себе в этом отчет. Но в те несколько минут, что Зои и Дракула разговаривают на берегу, он очевидно несколько раз, и очень упорно, разными способами спрашивает ее, точно ли она не Агата. Сначала прямо, – назвав именем Агаты. Затем, – затеяв шоу с камерой и показательно застрелив девушку-наемницу. И наконец, схватив Зои в охапку и требуя, чтобы она ему улыбнулась, – угрожая ей пистолетом. Я могу ошибаться, но мне кажется, что именно когда она ответила «нет», у него появилась надежда.
Отобрав у Зои бейдж, Дракула сбегает и начинает свой путь в двадцать первом веке, – путь, который приводит его в дом на окраине, где его вновь настигает Зои, и где он впервые пробует понять, кто она такая. Пробует, как это с ним обычно бывает, в буквальном смысле.
Вывод, – после нескольких неприятных минут и путешествия в ящике, – Зои все-таки не Агата. Но кровь имеет значение, ее пути сложны и таинственны, и могут привести дальше, чем способен представить даже самый продвинутый ученый из фонда, занимающегося исследованием вампиров.
После эпизода в центре Джонатана Харкера многие зрители, и я в том числе, задались вопросом, зачем Дракула дал Зои свою кровь?
Вопрос неправильный. Правильный вопрос – зачем он написал ей письмо?
Дать или не дать свою кровь, у Дракулы выбора не было, – если бы он отказался, Зои приказала бы открыть крышу изолятора, и, по его собственному убеждению, Дракулу бы сожгло дотла. А вот как ее дать и с каким посылом, у него выбор был, и он использовал его на полную.
Это очень в духе Дракулы – не только дать противнику свою кровь, но соблазнить, сбить с толку и заставить эту кровь работать на себя, обратив поражение в победу. «Я военный стратег с пятисотлетним опытом» – помните?
Но чего он хотел добиться?
Я поняла это, только когда смотрела фильм третий или четвертый раз. Когда первые эмоции схлынули, и я смогла увидеть мелкие детали.
Смотрите: Дракула выходит из воды в двадцать первом веке, видит женщину, похожую на Агату, принимает ее за Агату, но выясняет, что это не она. Но эта женщина, вместе с тем, ведет себя и внешне относится к нему, как Агата: преследует, пытаясь остановить, действует дерзко и агрессивно, она даже провоцирует его похожим образом. Только там, где у Агаты кровь из надреза на руке, у Зои – солнечные лучи, проникающие сквозь крышу. В обоих случаях для того, чтобы воздействовать на Дракулу, используется его природная слабость, и в обоих случаях это срабатывает. Он не мог этого не заметить. В чем-чем, а в уме ему не откажешь.
В какой-то момент, – после попытки укусить Зои, – Дракула понимает, что хотя перед ним не Агата, здесь все же что-то не так. И дело совсем не в смертельной болезни, не в том, что Зои построила свою жизнь вокруг поисков четырехсотлетнего вампира и фактически не живет, а выполняет какой-то бессмысленный ритуал, а в том, что так не бывает.
Не в смысле, что люди не отгораживаются от других, заболев раком, а в том смысле, что зрители, ругавшие героиню, правы: на этом этапе она слишком робот.
В этом моменте два вопроса – «кто такая Зои?» и «что он делает?» – сливаются в один и получают один и тот же ответ.
Он хочет разбудить Агату.
Поскольку интуитивно он догадался, что Зои – как, появившись в конце третьей серии, скажет сама Агата, – это плоть, оболочка, – тогда как Агата – дух. Потому Зои и кажется такой искусственной. Плоть не живет без духа. Она может только ждать. Брошенная Зои мимоходом фраза о том, что она столь же рада появлению Дракулы, как был бы папа Римский, явись перед ним Иисус, – больше, чем грустная ирония, – это прямая констатация. Папа Римский – посредник, тот, к кому обращаются, когда хотят говорить с Богом. Если Бог явится в мир собственной персоной, потребность в посреднике отпадет.
Дракула прибыл в двадцать первый век в ящике, и Агата тоже. Просто ее ящик ходит на двух ногах.
И так же, как для того, чтобы проснулся Дракула, понадобилась чужая кровь, понадобилась чужая кровь, чтобы разбудить Агату. Это две параллельные сцены, они одинаковые структурно и одинаково сняты. Когда Зои просыпается в поле (в поле, да, не думали, почему она не проснулась в лаборатории или у себя дома? в таких текстах не бывает случайностей) после того, как выпила кровь Дракулы, исчезают последние сомнения: это история о спящей красавице.
Итак, Зои – это тело, «транспорт» для Агаты, которая отправилась вместе с Дракулой в двадцать первый век. (Здесь еще и отсылка к «Шерлоку», совершенно очаровательная). И после того, как это становится ясно, начинается невероятно красивая история взаимодействия-узнавания, которая в конце концов приведет героев к финалу.
Он ведь не знал точно. Он надеялся, предполагал, что она не отправит кровь в лабораторию на исследования, поставил на ее неуверенность, на силу своего обаяния и ее безумную надежду на то, что кровь вампира сумеет ее излечить. Все время следил за ней, пробовал почву, через Рэнфилда интересовался делами фонда, – он оказался настолько несдержан, что адвокат в открытую назвал Зои «его девушкой», – и в сцене, где Рэнфилд неуклюже пытается утешить его, непонятно, на кого Дракула зол больше – на Рэнфилда или на самого себя.
Но ее нет. Она не приходит, она им не интересуется, она, похоже, вообще забыла о нем.
И вдруг она появляется. Вместе с молодым человеком, влюбленным в Люси Вестенра, ни с того ни с сего возникает на пороге его дома – и ведет себя в точности, как Агата.
Только он уже потерял надежду. Он лишь ходит туда-сюда и рычит, как недовольный зверь. Когда раздается звонок Люси, и Зои пытается поддержать перепуганного Джека, Дракула реагирует на ее слова о вере, но не слишком концентрируется на них. И только когда она сначала бросает будто бы невзначай «я – старый друг», – имея в виду, как ей кажется, как всем нам кажется, Джека, но на самом деле, разумеется, не только его, – и предлагает Люси сделать селфи, заметив ее – и свою – реакцию на поцелуй Люси и Джека, он начинает наконец понимать.
Его взгляд, обращенный к Зои в этот момент, и ее недоверчивый взгляд в ответ – безмолвный диалог, в котором сложилось все. Думаю, именно тогда он понял, что именно с ним происходит, что происходило с ним с самого начала, и чего он хочет теперь. Пусть она этого все еще не понимает.
Следующая сцена окончательно снимает маски. Бедный Джек Сьюард оказывается лишним, – лишним настолько, что его буквально выталкивают за дверь, в один голос приказывая не мешать.
И разыгрывается финальный акт.
Сейчас, когда они остались одни, и когда нет больше необходимости делать вид, что причина их пребывания здесь в чем-то другом, кроме как в них самих, поразительным образом роли меняются.
Агата по-прежнему ведет, она все так же упряма, напориста и активна, она поняла, как ей кажется, самое главное, – и с гордостью демонстрирует это ему. И это работает – у него происходит катарсис.
Кто бы еще объяснил ей, откуда эта гордость взялась.
Все силы Агаты уходят на прочувствованную речь, и дальше ей остается только сесть и умереть.
И тут у большинства зрителей возникает вопрос – что сделал Дракула и почему он сделал именно то, что сделал?
Все ответы – в последней сцене.
Перевод – искусство компромисса, поэтому смотреть ее лучше на английском.
Он там все говорит прямым текстом.
Вспомним их диалог.
– This isn`t real. This is a dream.
– Of course, it is.
– You`re drinking my blood. But my blood is deadly to you.
– Yes.
– So you`ll die.
– So will you. After all this time, did you think, I`d let it hurt?
Понимаете, она устала, ей больно. Ей страшно. Она несколько месяцев оставалась с этим один на один. Она была готова уйти одна. И что-то в ней отчаянно сопротивлялось этому. Она бросилась к Дракуле отчасти для того, чтобы азартом боя заглушить тот страх, что жил в ней самой. Абсолютно нормальный страх живого существа, которое боится смерти.
И тут следующий вопрос: если Дракула, испытав катарсис и поняв, что в этой жизни получил все, что мог, решил, что готов уйти, что мешало ему сделать это каким угодно способом? Вампира сложно убить, но при желании нетрудно найти возможности. В конце концов, попросил бы Джека. Думаю, тот бы не отказал ему. Но он выбрал уйти вместе с Агатой.
Потому что ей нужен был проводник.
И потому, что ему проводник тоже был нужен, и он теперь мог себе в этом признаться. Как и в том, почему он выбрал для них именно такой сон.
Еще раз повторю: я нарочно привела их диалог в английском варианте, потому что в нем видны все нюансы разговора. В русском переводе утрачен двойной смысл.
– This isn`t real. This is a dream.
– Of course, it is.
«– Это не настоящее (это не реально). Это сон (это фантазия/мечта).
– Разумеется, да./Разумеется, нет.
Прелесть английского текста в том, что в нем до конца не понятно, ответом на какую фразу являются слова of course, it is.
Вернее, понятно, что они являются ответом на обе.
After all this time, did you think, I`d let it hurt?
И эти слова – тоже ответ сразу на два вопроса.
You`re drinking my blood – и следующий, подразумеваемый под словами so you`ll die.
«Ты пьешь мою кровь?», что равно «Ты убиваешь меня?», и «Ты умрешь – как ты решился?».
«После всех этих лет (после всего этого времени/после всего, что мы пережили), неужели ты думала, я допущу, чтобы тебе было больно?».
«После всех этих лет, неужели ты думала, я оставлю тебя одну?».
Эта сцена полностью параллельна той, где Дракула в первый раз кусает Зои, и она, оказавшись в его голове, спрашивает напрямую: You`re killing me? («Вы убиваете меня?»). Тогда он отвечает: It doesn`t have to hurt. В буквальном переводе – «это не обязательно должно быть больно» или «больно быть не должно».
В английском языке важна интонация и контекст, поэтому, учитывая издевательскую улыбку, с которой он произносит это, я перевела бы скорее – «не трепыхайся, ты делаешь себе больно».
То, что он делает в доме у незадачливого абъюзера Боба, – убийство, то, что в своем собственном, – эвтаназия.
И еще один важный момент. Два последних вопроса, остающихся обычно у зрителей, которые обсуждают этот эпизод и финал фильма.
Первый: они умерли?
На него ответить проще всего. Да, они умерли. Их путь закончился, история завершена, и им пришло время двигаться дальше.
И второй – то, что произошло в финале, то, что Дракула и Агата занимаются любовью, и о чем, собственно, она спрашивает Дракулу, – это по-настоящему или нет?
И он ей отвечает. Их диалог по смыслу почти полностью повторяет диалог героев одной всем хорошо известной книги.
«– Скажите мне напоследок, – сказал Гарри, – это все правда? Или это происходит у меня в голове?
Дамблдор улыбнулся ему сияющей улыбкой, и голос его прозвучал в ушах Гарри громко и отчетливо, хотя светлый туман уже окутывал фигуру старика, размывая очертания.
– Конечно, это происходит у тебя в голове, Гарри, но кто сказал тебе, что поэтому оно не должно быть правдой?».
Примечание: в качестве иллюстраций использованы изображения из фильмов «Дракула Брэма Стокера» Ф. Ф. Копполы и «Дракула» (BBC).
Что ж, давайте смотреть. Что произошло с точки зрения фабулы?
И тут мы встречаемся с первой трудностью. С какого момента считать?
Я считаю с первой серии, так как мне представляется, что весь этот фильм является целостным произведением с единым сюжетом, в значительной степени нелинейным, поэтому если мы хотим понять, что произошло в третьей серии, начинать нужно с начала.
И как ни парадоксально, только так можно ответить еще на один вопрос, имеющий ключевое значение для понимания финала и всего фильма в целом.
Да, я думаю, вы догадались какой.
Кто такая Зои ван Хельсинг?
Когда я смотрела «Дракулу» в первый раз, я никак не могла определить ее место в сюжете. Будучи привычной к запутанным нарративам Моффата, в какой-то момент я просто приняла, что Зои – персонаж, который некоторым образом «отражает» в истории двадцать первого века Агату ван Хельсинг, и переключилась на другое.
И ошиблась. Потому что Зои ван Хельсинг важна, и персонаж она вовсе не проходной, хотя все, кто говорит, что героиня картонная и не имеет никакого внутреннего наполнения, отчасти правы, и это самое интересное. Мы вернемся к этому позже. Пока отметим, что Зои ван Хельсинг имеет значение и без нее этой истории не было бы.
Еще одна вещь, без которой ни фильм, ни его финал невозможно понять, – символический и архетипический уровень.
Любой опытный филолог и интерпретатор скажет вам, что в основе хорошей истории всегда лежат один или несколько архетипических сюжетов. Чаще всего это сказочные сюжеты, просто потому, что сказка – это базовый нарратив, то, с чего, возможно, и началось искусство рассказывания как таковое. По Юнгу, актуальность и живучесть этих сюжетов обусловлена тем, что они отражают своего рода априорные формы, заложенные в человеческой психике и позволяющие ей познавать мир и самое себя. Поэтому если мы хотим понять, про что история, нам нужно определить ее базовый сюжет.
Моффат и Гэтисс начинают свой текст как «вампирскую историю», а любая «вампирская история» – это прежде всего сюжет о красавице и чудовище. В отличие от того же «Дракулы» Ф. Ф. Копполы, в роли красавицы здесь выступают не соблазняемые девушки и «дама в беде», а классический антагонист Дракулы – доктор ван Хельсинг. Само по себе красивое и изящное решение – превратить историю об охотнике на вампиров и Дракуле в историю красавицы и чудовища, перевернув одновременно обе и обе раскрыв по-новому. Но это еще не все.
Потому что, присмотревшись внимательнее, мы можем увидеть в этой истории еще один архетип.
Вернемся к Зои ван Хельсинг.
Я уже писала однажды, что в «Дракуле» Моффата и Гэтисса очень важна структура. Эта история построена на похожих сценах, парных героях, на параллелях и отражениях. Не случайно один из основных мотивов фильма – зеркало, он повторяется постоянно, и работает не только как отсылка к традиционному изображению вампиров в поп-культуре – как монстров, не отражающихся в зеркалах, – или сюжетный элемент, демонстрирующий внутренний мир Дракулы и его отношения с самим собой, но и как организующая матрица всего текста в целом.
С учетом того, что фильм построен на отражениях, а третья часть вообще представляет собой своеобразное транспонирование истории в двадцать первый век, логично считать, что Зои является отражением Агаты.
Это очевидным образом решено на формальном уровне: не только в имени героини и через ее родство с самой Агатой, но и в более сложных деталях, вплоть до нюансов, – как почти сразу замечает Дракула, Зои в некотором роде больше монашка, чем сама Агата – у нее нет семьи, нет друзей, нет детей, она ни с кем не общается и как бы стоит в стороне от жизни.
И тогда это красавица и чудовище.
Так мы думаем, когда впервые встречаем ее, и так думает Дракула, до того, как подходит ближе, убеждается, что Зои не узнает его, и видит имя на бейдже. И дальше включается совершенно изумительный квест, который меняет все и опять переворачивает историю с ног на голову.
Что самое потрясающее в таких фильмах, – в них нет жесткого разделения на буквальный, фабульный, и символический уровень, – когда смотришь и «читаешь», приходится постоянно двигаться от одного к другому. И из-за этого иногда в первый раз пропускаешь то, что лежит на поверхности.
Понимаете, в чем дело, – Агата для него важна. Он не знает почему, не думает об этом и вряд ли вообще отдает себе в этом отчет. Но в те несколько минут, что Зои и Дракула разговаривают на берегу, он очевидно несколько раз, и очень упорно, разными способами спрашивает ее, точно ли она не Агата. Сначала прямо, – назвав именем Агаты. Затем, – затеяв шоу с камерой и показательно застрелив девушку-наемницу. И наконец, схватив Зои в охапку и требуя, чтобы она ему улыбнулась, – угрожая ей пистолетом. Я могу ошибаться, но мне кажется, что именно когда она ответила «нет», у него появилась надежда.
Отобрав у Зои бейдж, Дракула сбегает и начинает свой путь в двадцать первом веке, – путь, который приводит его в дом на окраине, где его вновь настигает Зои, и где он впервые пробует понять, кто она такая. Пробует, как это с ним обычно бывает, в буквальном смысле.
Вывод, – после нескольких неприятных минут и путешествия в ящике, – Зои все-таки не Агата. Но кровь имеет значение, ее пути сложны и таинственны, и могут привести дальше, чем способен представить даже самый продвинутый ученый из фонда, занимающегося исследованием вампиров.
После эпизода в центре Джонатана Харкера многие зрители, и я в том числе, задались вопросом, зачем Дракула дал Зои свою кровь?
Вопрос неправильный. Правильный вопрос – зачем он написал ей письмо?
Дать или не дать свою кровь, у Дракулы выбора не было, – если бы он отказался, Зои приказала бы открыть крышу изолятора, и, по его собственному убеждению, Дракулу бы сожгло дотла. А вот как ее дать и с каким посылом, у него выбор был, и он использовал его на полную.
Это очень в духе Дракулы – не только дать противнику свою кровь, но соблазнить, сбить с толку и заставить эту кровь работать на себя, обратив поражение в победу. «Я военный стратег с пятисотлетним опытом» – помните?
Но чего он хотел добиться?
Я поняла это, только когда смотрела фильм третий или четвертый раз. Когда первые эмоции схлынули, и я смогла увидеть мелкие детали.
Смотрите: Дракула выходит из воды в двадцать первом веке, видит женщину, похожую на Агату, принимает ее за Агату, но выясняет, что это не она. Но эта женщина, вместе с тем, ведет себя и внешне относится к нему, как Агата: преследует, пытаясь остановить, действует дерзко и агрессивно, она даже провоцирует его похожим образом. Только там, где у Агаты кровь из надреза на руке, у Зои – солнечные лучи, проникающие сквозь крышу. В обоих случаях для того, чтобы воздействовать на Дракулу, используется его природная слабость, и в обоих случаях это срабатывает. Он не мог этого не заметить. В чем-чем, а в уме ему не откажешь.
В какой-то момент, – после попытки укусить Зои, – Дракула понимает, что хотя перед ним не Агата, здесь все же что-то не так. И дело совсем не в смертельной болезни, не в том, что Зои построила свою жизнь вокруг поисков четырехсотлетнего вампира и фактически не живет, а выполняет какой-то бессмысленный ритуал, а в том, что так не бывает.
Не в смысле, что люди не отгораживаются от других, заболев раком, а в том смысле, что зрители, ругавшие героиню, правы: на этом этапе она слишком робот.
В этом моменте два вопроса – «кто такая Зои?» и «что он делает?» – сливаются в один и получают один и тот же ответ.
Он хочет разбудить Агату.
Поскольку интуитивно он догадался, что Зои – как, появившись в конце третьей серии, скажет сама Агата, – это плоть, оболочка, – тогда как Агата – дух. Потому Зои и кажется такой искусственной. Плоть не живет без духа. Она может только ждать. Брошенная Зои мимоходом фраза о том, что она столь же рада появлению Дракулы, как был бы папа Римский, явись перед ним Иисус, – больше, чем грустная ирония, – это прямая констатация. Папа Римский – посредник, тот, к кому обращаются, когда хотят говорить с Богом. Если Бог явится в мир собственной персоной, потребность в посреднике отпадет.
Дракула прибыл в двадцать первый век в ящике, и Агата тоже. Просто ее ящик ходит на двух ногах.
И так же, как для того, чтобы проснулся Дракула, понадобилась чужая кровь, понадобилась чужая кровь, чтобы разбудить Агату. Это две параллельные сцены, они одинаковые структурно и одинаково сняты. Когда Зои просыпается в поле (в поле, да, не думали, почему она не проснулась в лаборатории или у себя дома? в таких текстах не бывает случайностей) после того, как выпила кровь Дракулы, исчезают последние сомнения: это история о спящей красавице.
Итак, Зои – это тело, «транспорт» для Агаты, которая отправилась вместе с Дракулой в двадцать первый век. (Здесь еще и отсылка к «Шерлоку», совершенно очаровательная). И после того, как это становится ясно, начинается невероятно красивая история взаимодействия-узнавания, которая в конце концов приведет героев к финалу.
Он ведь не знал точно. Он надеялся, предполагал, что она не отправит кровь в лабораторию на исследования, поставил на ее неуверенность, на силу своего обаяния и ее безумную надежду на то, что кровь вампира сумеет ее излечить. Все время следил за ней, пробовал почву, через Рэнфилда интересовался делами фонда, – он оказался настолько несдержан, что адвокат в открытую назвал Зои «его девушкой», – и в сцене, где Рэнфилд неуклюже пытается утешить его, непонятно, на кого Дракула зол больше – на Рэнфилда или на самого себя.
Но ее нет. Она не приходит, она им не интересуется, она, похоже, вообще забыла о нем.
И вдруг она появляется. Вместе с молодым человеком, влюбленным в Люси Вестенра, ни с того ни с сего возникает на пороге его дома – и ведет себя в точности, как Агата.
Только он уже потерял надежду. Он лишь ходит туда-сюда и рычит, как недовольный зверь. Когда раздается звонок Люси, и Зои пытается поддержать перепуганного Джека, Дракула реагирует на ее слова о вере, но не слишком концентрируется на них. И только когда она сначала бросает будто бы невзначай «я – старый друг», – имея в виду, как ей кажется, как всем нам кажется, Джека, но на самом деле, разумеется, не только его, – и предлагает Люси сделать селфи, заметив ее – и свою – реакцию на поцелуй Люси и Джека, он начинает наконец понимать.
Его взгляд, обращенный к Зои в этот момент, и ее недоверчивый взгляд в ответ – безмолвный диалог, в котором сложилось все. Думаю, именно тогда он понял, что именно с ним происходит, что происходило с ним с самого начала, и чего он хочет теперь. Пусть она этого все еще не понимает.
Следующая сцена окончательно снимает маски. Бедный Джек Сьюард оказывается лишним, – лишним настолько, что его буквально выталкивают за дверь, в один голос приказывая не мешать.
И разыгрывается финальный акт.
Сейчас, когда они остались одни, и когда нет больше необходимости делать вид, что причина их пребывания здесь в чем-то другом, кроме как в них самих, поразительным образом роли меняются.
Агата по-прежнему ведет, она все так же упряма, напориста и активна, она поняла, как ей кажется, самое главное, – и с гордостью демонстрирует это ему. И это работает – у него происходит катарсис.
Кто бы еще объяснил ей, откуда эта гордость взялась.
Все силы Агаты уходят на прочувствованную речь, и дальше ей остается только сесть и умереть.
И тут у большинства зрителей возникает вопрос – что сделал Дракула и почему он сделал именно то, что сделал?
Все ответы – в последней сцене.
Перевод – искусство компромисса, поэтому смотреть ее лучше на английском.
Он там все говорит прямым текстом.
Вспомним их диалог.
– This isn`t real. This is a dream.
– Of course, it is.
– You`re drinking my blood. But my blood is deadly to you.
– Yes.
– So you`ll die.
– So will you. After all this time, did you think, I`d let it hurt?
Понимаете, она устала, ей больно. Ей страшно. Она несколько месяцев оставалась с этим один на один. Она была готова уйти одна. И что-то в ней отчаянно сопротивлялось этому. Она бросилась к Дракуле отчасти для того, чтобы азартом боя заглушить тот страх, что жил в ней самой. Абсолютно нормальный страх живого существа, которое боится смерти.
И тут следующий вопрос: если Дракула, испытав катарсис и поняв, что в этой жизни получил все, что мог, решил, что готов уйти, что мешало ему сделать это каким угодно способом? Вампира сложно убить, но при желании нетрудно найти возможности. В конце концов, попросил бы Джека. Думаю, тот бы не отказал ему. Но он выбрал уйти вместе с Агатой.
Потому что ей нужен был проводник.
И потому, что ему проводник тоже был нужен, и он теперь мог себе в этом признаться. Как и в том, почему он выбрал для них именно такой сон.
Еще раз повторю: я нарочно привела их диалог в английском варианте, потому что в нем видны все нюансы разговора. В русском переводе утрачен двойной смысл.
– This isn`t real. This is a dream.
– Of course, it is.
«– Это не настоящее (это не реально). Это сон (это фантазия/мечта).
– Разумеется, да./Разумеется, нет.
Прелесть английского текста в том, что в нем до конца не понятно, ответом на какую фразу являются слова of course, it is.
Вернее, понятно, что они являются ответом на обе.
After all this time, did you think, I`d let it hurt?
И эти слова – тоже ответ сразу на два вопроса.
You`re drinking my blood – и следующий, подразумеваемый под словами so you`ll die.
«Ты пьешь мою кровь?», что равно «Ты убиваешь меня?», и «Ты умрешь – как ты решился?».
«После всех этих лет (после всего этого времени/после всего, что мы пережили), неужели ты думала, я допущу, чтобы тебе было больно?».
«После всех этих лет, неужели ты думала, я оставлю тебя одну?».
Эта сцена полностью параллельна той, где Дракула в первый раз кусает Зои, и она, оказавшись в его голове, спрашивает напрямую: You`re killing me? («Вы убиваете меня?»). Тогда он отвечает: It doesn`t have to hurt. В буквальном переводе – «это не обязательно должно быть больно» или «больно быть не должно».
В английском языке важна интонация и контекст, поэтому, учитывая издевательскую улыбку, с которой он произносит это, я перевела бы скорее – «не трепыхайся, ты делаешь себе больно».
То, что он делает в доме у незадачливого абъюзера Боба, – убийство, то, что в своем собственном, – эвтаназия.
И еще один важный момент. Два последних вопроса, остающихся обычно у зрителей, которые обсуждают этот эпизод и финал фильма.
Первый: они умерли?
На него ответить проще всего. Да, они умерли. Их путь закончился, история завершена, и им пришло время двигаться дальше.
И второй – то, что произошло в финале, то, что Дракула и Агата занимаются любовью, и о чем, собственно, она спрашивает Дракулу, – это по-настоящему или нет?
И он ей отвечает. Их диалог по смыслу почти полностью повторяет диалог героев одной всем хорошо известной книги.
«– Скажите мне напоследок, – сказал Гарри, – это все правда? Или это происходит у меня в голове?
Дамблдор улыбнулся ему сияющей улыбкой, и голос его прозвучал в ушах Гарри громко и отчетливо, хотя светлый туман уже окутывал фигуру старика, размывая очертания.
– Конечно, это происходит у тебя в голове, Гарри, но кто сказал тебе, что поэтому оно не должно быть правдой?».
Примечание: в качестве иллюстраций использованы изображения из фильмов «Дракула Брэма Стокера» Ф. Ф. Копполы и «Дракула» (BBC).
Якщо ви помітили помилку чи неточність, виділіть фрагмент тексту та натисніть Ctrl+Enter.
Умови використання матеріалів сайту
Використання матеріалів можливе лише за умови активного гіперпосилання на UaModna ( див. Правила* ). Для генерації коду посилання натисніть на кнопку
Думки, позиції, уподобання та заклики, опубліковані на нашому сайті, є власністю авторів і можуть не співпадати з поглядами редакції uamodna.com
Умови використання матеріалів сайту
Скопіюйте цей код на ваш сайт, або блог:
UA Modna
0
Facebook
Для коментування потрібно увійти
Повідомити про помилку
Чому варто додати до догляду за обличчям косметику CBD і чи справді вона така дієва?
Доглядова косметика з CBD – новий тренд чи ефективний засіб догляду?
Читати більше
Читати більше
Вибір зимового взуття для активних прогулянок
Декілька популярних моделей забезпечать комфорт та безпеку ніг.
Читати більше
Читати більше
Види спортивних костюмів: як вибрати
Сучасна мода трансформувала цей зручний і практичний вид одягу в універсальний елемент гардероба, який можна носити не тільки під час занять спортом, а й на прогулянки, поїздки і зустрічі з друзями.
Читати більше
Читати більше